вторник, 6 июля 2010 г.

Сookies в веб-аналитике


Можно предположить,  что читатель блога о веб-аналитике, по меньшей мере, один раз слышал слово «куки» или cookies. В разговорах об интернет-рекламе и веб-аналитике это слово звучит очень часто, поскольку использование кук – это ключевой элемент идентификации и отслеживания интернет-пользователей.
Подробная история появления и эволюции кук, выдержки из их спецификации и примеры приведены в статье в «Википедии» на русском языке.   Позволю себе не дублировать информацию о том, чем куки являются и чем не являются.
В разговоре о применении кук в веб-аналитике просто отмечу следующие моменты:
  1. Куки используются для отслеживания визитов на сайт. Таким образом, системы веб-аналитики отделяют старых посетителей от новых,  а также фиксируют время между визитами (и много всякой другой активности вроде того, как ведет себя пользователь с отдельно взятой рекламной кампании).
  2. Куки делятся на куки «первой стороны» и куки «третьей стороны» (кук «второй стороны» при этом не бываетJ). Под первой стороной подразумевается домен сайта, на который заходит пользователь. Под третьей стороной подразумевается домен стороннего сайта, который обеспечивает работу каких-нибудь сервисов на посещаемом сайте. Например, сайт использует стороннюю систему показа рекламы, счётчик посещений или  контент (видеоролик, который физически лежит на другом сервере).
  3. Куки бывают постоянные (на самом деле, у постоянства тоже есть предел – как правило, в несколько месяцев или лет) и временные (эти куки стираются сразу после того, как пользователь закрыл браузер). Временные куки ещё иногда называют «отрицательными».
  4. Один сайт может отдавать по несколько кук. Например, Google Analytics, отдаёт 5 кук "первой стороны", а система Liveinternet – отдаёт не менее 7 кук. У каждой отдаваемой куки – своё назначение, узнать о котором можно, почитав документацию системы-родительницы кук. К несчастью, далеко не все системы детально описывают свои куки.
  5. Некоторые системы веб-аналитики используют куки первой стороны (например, Google Analytics), а некоторые – куки третьей стороны. В использовании обоих типов куков есть свои плюсы и минусы.
Плюс кук первой стороны – снижается погрешность измерений (куки первой стороны блокируются менее чем 1 % пользователей). Минус – пользователь получает уникальную метку для каждого сайта, что делает невозможным  отслеживать пересечения аудитории сайтов. С другой стороны – даже при наличии кук третьей стороны крайне непросто обратиться к конкуренту со словами «Давайте посмотрим на наше пересечение».

Комментариев нет:

Отправить комментарий